Инструменты
Online-социология
Быстрый и эффективный метод изучения общественного мнения с развитыми возможностями отбора респондентов любых узких категорий.
Online-опросы проводятся в партнерстве с АНО «Диалог». Online-социология является основной перспективой с точки зрения развития социологического инструментария, но уже и сейчас наработанные методики позволяют проводить исследования и получать точные результаты, в том числе и благодаря постоянному совершенствованию методологии online-исследований. Мы постоянно работаем над улучшением механики опроса, что позволяет решать ключевой вопрос online-методов – обеспечение валидности данных, которая в первую очередь определяется репрезентативностью выборочной совокупности, формируемой в ходе online-исследования. Для совершенствования метода мы регулярно проводим комби-исследования, в которых классические методы количественных исследований синхронизируем (проводим по той же анкете) с online-социологией. Мы проводим online-опросы по стране в целом, в разрезе регионов или отдельных социально-демографических или профессиональных групп. Online-социология позволяет быстрее и точнее набирать необходимые целевые группы для специализированных опросов (учителя, врачи, сотрудники правоохранительных органов, ведомств, респонденты определенного пола и возраста, жители конкретных территорий, сотрудники компаний и т.д.).
Опросы общественного мнения
Опрос – это сбор и получение количественных данных об определённых мнениях и фактах путем проведения устного интервью, в котором вопросы задаются в четкой формулировке, а варианты ответов заранее подготовлены и предлагаются на выбор респондентам.
Главная ценность опросов состоит в том, что при правильном научном подходе появляется возможность репрезентировать результаты опроса на всю генеральную совокупность, которой могут быть жители конкретного города, региона, страны в целом или более узкие сегменты, выделенные по профессиональному, возрастному или другим признакам и т.д.
Наиболее распространенными методиками опроса являются телефонный (CATI) и личный (CAPI) опросы.
- Телефонный опрос
Реализуется call-центрами с применением специализированных технологий: случайный набор телефонных номеров, автоматический дозвон, повторный возврат в случае недозвона до абонента, проверка квот. В телефонных опросах в полной мере обеспечивается репрезентативность выборки, применяются квотные задания по полу, возрасту, территории проживания респондента и другим критериям, признанным ключевыми в рамках конкретного исследования.
Телефонная методика рекомендована в текущих эпидемиологических условиях, кроме того, она более оперативна и позволяет обеспечить больший охват территорий (что важно для всероссийских опросов).
- Личный опрос (face-to-face)
Личный опрос имеет большую ценность при необходимости проведения исследования на конкретных территориях, в том числе сложных и многосоставных, позволяет обеспечить необходимый охват выборки в заданных муниципалитетах, выявить мнение жителей конкретных локаций. Важное преимущество личного опроса – возможность использования стимульного материала (карточек), предлагаемого респондентам для ознакомления и оценки. Такие опросы могут проводиться по месту жительства – на придворовых территориях (в соответствии с маршрутными заданиями) или в местах присутствия представителей целевой аудитории опроса (посетители конкретного магазина).
Для проведения опросов во всех случаях используется специализированное программное обеспечение, позволяющее четко соблюдать логику анкеты (переходы между вопросами происходят автоматически), а также предусматривающее разные методы контроля соблюдения методики в ходе сбора данных для обеспечения высокого качества и точности полученных результатов.
Экспертные интервью
В таких исследованиях респондентами выступают высококвалифицированные специалисты в исследуемой сфере – эксперты или «лидеры мнений», что позволяет обеспечить глубокую погруженность в проблематику проекта и изнутри понять мнение тех или иных профессиональных/экспертных групп.
Центром СИТИ выстроены качественные взаимоотношения с экспертным сообществом. Благодаря наработанным связям и включенности в структуру Высшей школы экономики, Центру СИТИ удается привлекать для своих проектов статусных и зарекомендовавших себя экспертов как среди научного сообщества, так и практиков.
- Экспертные интервью
Глубинные экспертные интервью позволяют получить развернутые мнения экспертов, обсудить причинно-следственные связи, выявить тренды социально-экономических или общественно-политических процессов. Проводятся профессиональным модератором, направляющим беседу и помогающим в диалоге максимально раскрыть обсуждаемую тему.
Экспертами в разных исследованиях могут выступать представители органов государственной власти и местного самоуправления, известные общественные деятели, руководители крупных компаний, признанные ученые, редакторы СМИ и другие категории в зависимости от задач исследования.
- Глубинные интервью с целевыми группами
Так же, как и экспертные интервью, предусматривают свободные ответы информантов и проводятся модератором, направляющим ход обсуждения. Целевой аудиторией таких интервью часто выступают члены различных профессиональных сообществ: предприниматели, врачи, педагоги, работники отдельных сфер и даже сотрудники конкретных компаний, журналисты, ученые, общественники и другие. Также возможен отбор участников по социально-демографическим характеристикам, опыту получения каких-либо услуг и т.п. (например, многодетные родители, получающие пособия от государства). Подбор целевых групп для проведения интервью исходит из задач исследования.
- Формализованные экспертные опросы
Проводятся с использованием формализованной анкеты, позволяют получить цифровые показатели, дополненные развернутыми суждениями. Для формализованных экспертных опросов используются методики анализа данных, учитывающие разный статус и разную степень включенности экспертов в рассматриваемую проблематику. Могут проводиться как лично, так и удаленно.
Фокус-группы
Фокус-группа — это дискуссия на заданную тему, которую модератор ведет с респондентами, отобранными по конкретным характеристикам. Задача фокус-группы – исследование и анализ представлений, убеждений, предпочтений, эмоций, осознанных и неосознанных реакций целевых аудиторий. Фокус-группы помогают не только выявить спектр мнений по изучаемой проблеме, но и объяснить поведение людей в тех или иных сферах.
Эффективность фокус-групп определяется тем, что большинство людей ощущает себя комфортно, если вовлечены в дискуссию как часть группы. Во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками искажает чистоту ответов, но во время фокус-групп поощряется взаимодействие респондентов друг с другом. Благодаря чему у исследователей появляются прекрасные возможности для получения углубленной информации.Весь ход обсуждения задается профессионалом-модератором. Он направляет течение групповой дискуссии в соответствии с целями, поставленными при подготовке исследования.В ходе дискуссии модератор может использовать стимулирующие материалы (карточки, фотографии, графика, видеоролики и т.п.). Эти материалы помогают активировать обсуждение и найти новые стороны.Нами активно применяются проективные методики, позволяющие выявить неосознанные и сложновербализируемые мнения, стимулы, реакции участников.В текущих эпидемиологических условиях активно применяются онлайн фокус-группы в формате видеоконференций.
Desk research
Кабинетное исследование или desk-research представляет собой анализ открытых источников информации: официальная статистика, специализированные базы данных, публикации, монографии, материалы, публикуемые в социальных сетях.
Может быть использован как самостоятельный метод, но особенное значение кабинетное исследование имеет на старте комплексного проекта, когда необходимо оценить ситуацию и сделать предварительную диагностику изучаемого вопроса.
Кабинетное исследование позволяет уточнить программу будущего исследования, создает базу для дальнейшего применения качественных и количественных социологических методов, развивает понимание вопроса, необходимое для разработки инструментария исследования, и повышает экспертность всей команды, которая работает над комплексным социологическим проектом.
Стратегические сессии
Экспертные стратегические сессии позволяют выйти на новые уровень понимания проблемной ситуации, запроса, разобраться с причинами конкретного явления, сгенерировать креативные варианты достижения поставленных целей и разработать стратегические документы.
При проведении экспертных сессий используются различные форматы индивидуальной и командной работы (оценка представленных материалов, фасилитации, мозговые штурмы), проверяются гипотезы, сталкиваются мнения, генерируются новые идеи и предложения.
Для таких сессий мы привлекаем экспертов высокого уровня, представителей различных отраслей, обеспечивая междисциплинарный характер обсуждения и многообразие подходов. Активно участвуют в сессиях представители Высшей школы экономики.
Продуктом стратегических сессий может быть:
- стратегия развития региона /корпорации,
- коммуникационная стратегия для органа власти / должностного лица / конкретного проекта,
- технико-экономическое обоснование (например, при строительстве нового объекта),
- экспертиза для принятия решения в социально-экономической сфере,
- анализ конкретной инициативы органа власти федерального или регионального уровня (как прогноз влияния для предстоящих нововведений, так и оценка произведенного эффекта для уже реализованных инициатив),
- новые идеи и инструменты достижения поставленных целей.
Образовательные проекты
Возможность разработки обучающих мероприятий по вашему запросу: от специализированных тренингов и мастер-классов до программ дополнительного образования и повышения квалификации в соответствии с высокими стандартами образовательных программ Высшей школы экономики.
Тематически такие образовательные проекты могут охватывать различные темы: стратегическое развитие территорий, городская инфраструктура, власть и общество, обратная связь и коммуникация с населением.
Возможна подготовка образовательных программ для органов власти регионов, городских администраций, крупных корпораций, компаний среднего и малого бизнеса, некоммерческих организаций.
Центр СИТИ готов:
- разработать и детально прописать программу таких мероприятий,
- пригласить спикеров,
- подготовить обучающие раздаточные материалы,
- взять на себя заботу об организационных деталях (приглашение участников, техническая подготовка, питание и транспорт).
Возможно проведение образовательных мероприятий в стенах Высшей школы экономики, на территории заказчика или в любых других комфортных пространствах города. Принимаются заявки на проведение выездных событий, а также на дистанционные образовательные программы.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.